Возможно, пауки не самые привлекательные создания, но их творение - паутина - не может не вызвать восхищения.
Сюжет фильма основан на лживых играх спецслужб разных государств, тянущих одеяло каждый на себя. Получается, что они вместо того, чтобы делать одну задачу как можно более эффективно, действуют как лебедь, рак и щука в известной басне. Потому воз и ныне там.
Центром внимания становится война спецслужб, закулисные интриги, различия в стиле их работы, акцент на технических совершенствах и средствах, с помощью которых они добиваются своих целей (сфабрикованные электронные послания, фальшивые банковские переводы, подкладывание трупов из морга, задействование совершенно ничего не подозревающих обычных людей) — вот оно тело лжи.
Хотя Расселу Кроу в фильме отпущено не так уж много экранного времени, но заявлен он как полноценный герой картины. В принципе, если вдуматься, так оно и есть, потому что по большей части главные действия его персонажа остались за кадром. Но то, что мы можем видеть воочию, позволяет сделать выводы, насколько он важный элемент паутины спецслужб, который вполне может самостоятельно передвигать фигуры на шахматной доске.
Сразу скажу, что хоть мне внешне Рассел и не очень нравится в таком виде, но Ридли Скотт, по моим предположениям, хотел специально его показать таким в противовес герою Ди Каприо. И у Кроу получилось стать ЦРУ-шным чиновником, вызывающим антипатию. Эдвард Хоффман с виду неуклюжий плюшевый мишка, вечно что-то жующий, поразительно флегматичный, потому, видимо, и имеющий много лишних килограммов, но его оружие — это не кулак. Абсолютно остро заточенный клинок — его ум, который при всем внешнем спокойствии, как быстродействующий компьютер, обрабатывает поступающую информацию, формируя план действия А, запасной план Б, запасной план к запасному В и. т. д. Очень верно про него заметил глава иорданской разведки Салаам: «Я ему не верю. Если его здесь нет, значит, он проводит другую операцию». Он, как и все остальные, лжив, изворотлив, действует только в интересах своих операций. А что у него за операции, никто не знает.
Агент Роджер Феррис — известный нам как Леонардо ди Каприо. Хорош. Серьезен. Умен. Пусть не так быстро оценивает ситуацию, но делает из нее очень правильные выводы. Не такой циничный, как Хоффман, симпатичный, даже с фингалами под глазами. Немного все портит это не покидающее ощущение дежавю. Елки зеленые, где-то я этого парня уже видела! Услужливая память сразу же подает в нужные отделы мозга записанные в подкорке «Отступники» и «Кровавый алмаз». Лео при всей классности игры уже пора сменить амплуа, а вместе с ним и внешний вид, кочующий из фильма в фильм в последние годы. Мы вполне убедились, что роли такого плана ему по плечу, и Лео теперь муж, но не мальчик.
Отмечу еще привычно безупречного Марка Стронга в роли Хани Салаама, который, как хорошая специя, добавил в фильм изысканность и остроту. Понравилась композиция на финальных титрах, в остальном же саундтрек не особенно впечатляющ. Отсутствие спецэффектов не стало для меня минусом, потому что, как я отметила в начале, целью было показать не внешнюю, а внутреннюю суть государственных спецслужб, то, что не видно невооруженным взглядом, то, что скрывается за плотным занавесом политического театра.
Фильм достаточно интересен, хотя вялая динамика первой части поначалу немного заставила заскучать. В целом, смотреть можно. Но многого ожидать не стоит. Ридли Скотт сделал хорошую работу, но ощущение, что снимал он без души, как-то отстраненно и академично, будто по учебнику.
Хорошая игра актёров, качественно всё снято, смонтировано и преподнесено зрителю. Это все так. Но не цепляет так, чтобы сказать «Шедевр!» и внести в список любимых фильмов.
источник
|