год 2001 страна США слоган «If reality has ganged up on you, nothing is safe anymore...» режиссер Рон Ховард сценарий Сильвия Назар, Акива Голдсман продюсер Брайан Грейзер, Тодд Халлоуэлл, Рон Ховард, ... оператор Роджер Дикинс композитор Джеймс Хорнер, Хильдегард Фон Бинген жанр драма, биография бюджет $58 000 000 маркетинг $30 000 000 премьера (мир) 13 декабря 2001 премьера (РФ) 3 июля 2002, «Ист-Вест» рейтинг MPAA PG-13 время 135 мин
В ролях:
Рассел Кроу Эд Харрис Дженнифер Коннелли Кристофер Пламмер Пол Беттани Адам Голдберг Джош Лукас ...
Синопсис: От всемирной известности до греховных глубин — все это познал на своей шкуре Джон Форбс Нэш-младший. Математический гений, он на заре своей карьеры сделал титаническую работу в области теории игр, которая практически перевернула этот раздел математики и практически принесла ему международную известность.
Однако буквально в то же время заносчивый и пользующийся успехом у женщин Нэш получает удар, который переворачивает уже его собственную жизнь — врачи ставят ему диагноз «параноидная шизофрения». Лишь после долгих лет борьбы ему удается победить свой недуг и наконец получить заслуженную Нобелевскую премию.
Кадры:
Трейлер с YouTube
Идеальный мужчина не пьет, не курит, не играет на скачках, никогда не спорит и ... не существует!!!
Нравится мне этот фильм. Игра Кроу выше всяких похвал:после "Гладиатора" это просто потрясающее перевоплощение. За роль Нэша академики были обязаны давать Оскар, но, к сожалению, не сложилось. Дженнифер Коннели сыграла не просто жену Джона Нэша. Алисия Нэш была для гениального математика человеком, который его держал в реальном мире, не давал окончательно сойти с ума. Также отмечу отличную игру Эда Харриса и Пола Беттани.
Один из самых моих любимых фильмов. Замечательный, потрясающе талантливый со всех точек зрения сразу: сценария, режиссуры, операторской работы, работы гримеров и, конечно, игры актерского состава. Все актеры как, исполняющие главные роли (Рассел Кроу, Дженнифер Коннели ), так и второстепенные (Пол Бетани и Эд Харрис) удивительно гармонично вписались в свои образы и очень талантливо их раскрыли. Но наиболее ярко, бесподобно, замечательно и проникновенно, по сравнению со всеми остальными участниками, в этом фильме раскрылся талант Рассела Кроу, просто заблестел всеми разноцветными гранями (как стеклянный камешек, который Рассел подарил Дженнифер на день рождения). Роль Нэша, на мой взгляд, самая великая, самая успешная и самая сложная, из сыгранных Расселом. Единственный момент в фильме меня немного разочаровал. Я даже не могу сказать, что это неправильно с режиссерской точки зрения. Скорее всего это мой личный эмоциональный порыв: слишком рано, мне показалось, состарили Рассела (так хотелось еще посмотреть на него молодого и красивого). И если бы фильм сняли не на следующий год, а еще на пару лет попозже после Гладиатора, Рассел безусловно был получил за эту роль Оскара.
Съемки начались на следующий день после Оскаровской церемонии, на которой Рассел получил награду как лучший актер за "Гладиатора".
Эд Харрис был конкурентом Рассела в номинации "Лучший актер" на этой самой церемонии. Он был номинирован за роль в фильме "Поллок", где его любовницу сыграла Дженнифер Коннели.
Фильм снимался в Нью-Йорке и Нью-Джерси.
Это уже второй фильм в карьере Рассела, где он играет реально существующего персонажа. Первый - "Свой человек".
В "Своем человеке" Кристофер Пламмер сыграл роль Майка Уоллеса.
Джейсон Грей-Стэнфорд снимался в "Тайне Аляски", где сыграл роль Бобби Мичена.
Пол Беттани и Рассел снова сыграют лучших друзей в их следующем фильме, The Far Side of the World.
Во время и после съемок желтая пресса заявляла, что у Рассела роман с Дженнифер, и поэтому ее парень собирается ее бросить. Ее бывший парень действительно бросил ее прямо перед церемонией награждения "Оскар", где она получила награду за роль второго плана (чем и объяснялся ее совершенно убитый и потерянный вид во время получения заслуженной награды). Правда, как оказалось, утешение Дженнифер нашла в объятиях не Рассела, а Пола Беттани!
Сильвия Назар получила за "A Beautiful Mind" Национальную награду общества книжных критиков (National Book Critics Circle Award).
На данный момент "Игры разума" являются самым успешным фильмом, сделанным Роном Ховардом и Брайаном Грэйзером - со-владельцами компании Imagine Entertainment.
Голосовые партии на саундтрэке, написанном Джеймсом Хорнером, исполнила 15-летняя Шарлотта Черч.
Реальные Джон и Алисия Нэш развелись во время пика его болезни, но Алисия из жалости позволяла ему жить в их доме. А во время съемок "Игр разума" они вновь поженились.
Полюбила этот фильм еще тогда, когда Рассел Кроу для меня был просто именем. Считаю, что это его заслуга, потому что я не видела актера, я видела очень умного и страного человека, язык не поворачивается сказать больного. Эпизод в баре с девушкой - мой любимый в фильме. Ее лицо, когда он проходит мимо, между дел говоря ей "спасибо" - просто улёт. А в финале, когда ему на стол складывают ручки, у меня слезы льются рекой каждый раз.
Это фото реального Джона Нэша, послужившего прототипом для героя Кроу в фильме.
И с вашего позволения, его краткая биография, чтобы можно было лучше представить, что же за человека должен был сыграть Расселл.
Джон Нэш родился 13 июня 1928 года в Блюфилде, штат Вирджиния, в строгой протестантской семье. Отец работал инженером в компании Appalachian Electric Power, мать до замужества успела 10 лет проработать школьной учительницей. В школе учился средне, а математику вообще не любил — в школе её преподавали скучно. Когда Нэшу было 14 лет, к нему в руки попала книга Эрика Т. Белла «Великие математики».
«Прочитав эту книгу, я сумел сам, без посторонней помощи, доказать малую теорему Ферма»— пишет Нэш в своей автобиографии. Так его математический гений заявил о себе. Но это было только начало...
Затем последовала учёба в Политехническом институте Карнеги (ныне частный Университет Карнеги-Меллона), где Нэш пробовал изучать химию, прослушал курс международной экономики, а потом окончательно утвердился в решении заняться математикой. В 1948 году, окончив институт с двумя дипломами — бакалавра и магистра, — он поступил в Принстонский университет. Институтский преподаватель Нэша Ричард Даффин снабдил его одним из самых лаконичных рекомендательных писем. В нем была единственная строчка: «Этот человек — гений!»
В Принстоне Джон Нэш услышал о теории игр, в ту пору только представленной Джоном фон Нейманом и Оскаром Моргенштейном. Теория игр поразила его воображение, да так, что в 20 лет Джон Нэш сумел создать основы научного метода, сыгравшего огромную роль в развитии мировой экономики. В 1949 году 21-летний ученый написал диссертацию о теории игр. Сорок пять лет спустя он получил за эту работу Нобелевскую премию по экономике. Вклад Нэша описали так: «За фундаментальный анализ равновесия в теории некооперативных игр».
Нейман и Моргенштейн занимались так называемыми играми с нулевой суммой, в которых победа одной стороны неизбежно означает поражение другой. В 1950 — 1953 годах Нэш опубликовал четыре, без преувеличения, революционные работы, в которых представил глубокий анализ игр с ненулевой суммой — особого класса игр, в которых все участники или выигрывают, или терпят поражение. Примером такой игры могут стать переговоры об увеличении зарплаты между профсоюзом и руководством компании. Эта ситуация может завершиться либо длительной забастовкой, в которой пострадают обе стороны, либо достижением взаимовыгодного соглашения. Нэш сумел разглядеть новое лицо конкуренции, смоделировав ситуацию, впоследствии получившую название «равновесие по Нэшу» или «некооперативное равновесие», при которой обе стороны используют идеальную стратегию, что и приводит к созданию устойчивого равновесия. Игрокам выгодно сохранять это равновесие, так как любое изменение только ухудшит их положение.
В 1951 году Джон Нэш стал работать в Массачусетском Технологическом институте (MIT) в Кэмбридже. Коллегам Джон не нравился, так как был очень эгоистичен; однако они относились к нему терпеливо, ведь его математические способности были блестящими. Там у Джона завязались близкие отношения с Элеонорой Стиэр, которая вскоре уже ждала от него ребёнка. Так Нэш стал отцом, однако он отказался дать свое имя ребенку для записи в свидетельство о рождении, а также отказался оказывать какую-либо финансовую поддержку. В 1950-х годах Нэш был знаменит. Он сотрудничал с корпорацией RAND, занимающейся аналитическими и стратегическими разработками, в которой работали ведущие американские ученые. Там, опять-таки благодаря своим исследованиям в области теории игр, Нэш стал одним из ведущих специалистов в области ведения «холодной войны». Кроме этого, работая в MIT, Нэш написал ряд статей по вещественной алгебраической геометрии и теории римановых многообразий, высоко оценённые современниками.
Вскоре Джон Нэш встретил Алисию Лард и в 1957 году они поженились. В июле 1958 года журнал Fortune назвал Нэша восходящей звездой Америки в «новой математике». Вскоре жена Нэша забеременела, но это совпало с болезнью Нэша — он заболел шизофренией. В это время Джону было 30 лет, а Алисии — всего 26. В начале Алисия пыталась скрыть всё происходящее от друзей и коллег, желая спасти карьеру Нэша. Однако спустя несколько месяцев безумного поведения, Алисия насильно поместила мужа в частную психиатрическую клинику в пригороде Бостона, McLean Hospital, где ему поставили диагноз «параноидальная шизофрения». После выписки он внезапно решил уехать в Европу. Алисия оставила новорожденного сына у своей матери и последовала за мужем. Она вернула Джона Нэша в Америку. По возвращении они обосновались в Принстоне, где Алисия нашла работу. Но болезнь Нэша прогрессировала: он постоянно чего-то боялся, говорил о себе в третьем лице, писал бессмысленные почтовые карточки, звонил бывшим коллегам. Они терпеливо выслушивали его бесконечные рассуждения о нумерологии и состоянии политических дел в мире.
Ухудшение состояния мужа все сильнее угнетало Алисию. В 1959 году он лишился работы. В январе 1961 года полностью подавленная Алисия, мать Джона и его сестра Марта приняли трудное решение: поместить Джона в Trenton State Hospital в Нью Джерси, где Джон прошёл курс инсулиновой терапии — жёсткое и рискованное лечение, 5 дней в неделю в течение полутора месяцев. После выписки коллеги Нэша из Принстона решили ему помочь, предложив ему работу в качестве исследователя, однако Джон опять отправился в Европу, но на этот раз один. Домой он отправлял только загадочные письма. В 1962 году, после трёх лет смятения, Алисия развелась с Джоном. При помощи матери она вырастила сына сама. Позднее оказалось, что у него тоже шизофрения.
Несмотря на развод с Алисией, коллеги-математики продолжали помогать Нэшу — они дали ему работу в Университете и устроили встречу с психиатром, которой выписал анти-психотические лекарства. Состояние Нэша улучшилось, и он стал проводить время с Элеонорой и своим первым сыном Джоном Дэвидом. «Это было очень обнадёживающее время, — вспоминает сестра Джона Марта. — Это был достаточно долгий период. Но затем все стало меняться». Джон перестал принимать лекарства, опасаясь, что они могут вредить мыслительной активности и симптомы шизофрении опять проявились.
В 1970 году Алисия Нэш, будучи уверенной, что, предав мужа, совершила ошибку, приняла его вновь, теперь уже как пансионера, и это, возможно, спасло учёного от состояния бездомности. В последующие годы Нэш продолжал ходить в Принстон, записывая на досках странные формулы. Студенты Принстона прозвали его «Фантом». Затем в 1980 гг. Нэшу стало заметно лучше — симптомы отступили и он стал более вовлеченным в окружающую жизнь. Болезнь, к удивлению врачей, стала отступать. На самом деле, Нэш стал учиться не обращать на нее внимания и вновь занялся математикой. «Сейчас я мыслю вполне здраво, как всякий ученый, — пишет Нэш в своей автобиографии. — Не скажу, что это вызывает у меня радость, какую испытывает всякий выздоравливающий от физического недуга. Здравое мышление ограничивает представления человека о его связи с космосом».
В 1994 году, в возрасте 66 лет, Джон Нэш получил Нобелевскую Премию за свою работу по теории игр. Однако он был лишен возможности прочитать традиционную Нобелевскую лекцию в Стокгольмском университете, так как организаторы опасались за его состояние. Вместо этого был организован семинар (с участием лауреата), на котором обсуждался его вклад в теорию игр. После этого Джон Нэш всё же был приглашен прочитать лекцию в другом университете — Уппсалы. По словам приглашавшего его профессора Математического института университета Уппсалы Кристера Кисельмана, лекция была посвящена космологии.
В 2001 году, через 38 лет после развода, Джон и Алисия вновь поженились. Нэш вернулся в свой офис в Принстоне, где продолжает познавать математику и познавать этот мир — мир, в котором вначале он был так успешен; мир, который заставил его пройти через очень сложное заболевание; и всё-таки этот мир принял его вновь.
В 1998 году американская журналистка (и профессор экономики Колумбийского университета Сильвия Назар написала биографию Нэша под названием «A Beautiful Mind: The Life of Mathematical Genius and Nobel Laureate John Nash» (Прекрасный ум: Жизнь гения математики и нобелевского лауреата Джона Нэша). Книга мгновенно стала бестселлером.
В 2001 году под руководством Рона Ховарда по мотивам книги был снят фильм «A Beautiful Mind», в русском прокате «Игры разума». Фильм получил четыре «Оскара» (за лучшие адаптированный сценарий, режиссуру, актрису второго плана и, наконец лучший фильм), награду «Золотой глобус» и был отмечен несколькими призами Bafta (британская премия за кинематографические достижения).источник
Завоевав выдающимся телом «Оскар», Гладиатор блеснул выдающимся умом в фильме «Игры разума» и доказал, что он один из лучших актеров современности. Что мне нравится в нобелевском лауреате так это то, что он воплощен Расселом Кроу. Честно говоря, я не в восторге от Джона Нэша, но ясно одно – если бы у меня был такой преподаватель, то я бы стала математиком…
Сообщение отредактировал Irus - Пятница, 29.10.2010, 17:48
Я абсолютно присоединяюсь к написанному выше - этот фильм больше, чем какой-либо в которых сыграл Кроу, заслуживает Оскара. Я смотрела и старалась все время себя окоротить, остановить: это только фильм, на самом деле он нормальный. Но не верить было не возможно. Хочется отметить, как точно подметили с клинической точки зрения все нужные нюансы: превозношение себя, нелюбовь к людям, неумение проигрывать, трудный и прямолинейный контакт с противополжным полом. Конечно, картина шизофрении в ленте сглажена, это все-таки кино, масскультура. Но и того, что показали более чем достаточно, чтобы понять весь ужас жизни больного и одновременно одаренного человека,а также тех, кто рядом с ним. После просмотра еще несколько дней ловила себя на странном жесте возле лба... Браво, Рассел Кроу! Фильм тяжелый, неразвлекательный, наверное, поэтому он так мало здесь обсуждается. А жаль...
А для меня это знаменательный фильм, именно с него началось мое знакомство с Р.Кроу. смотрела фильм несколько раз, сначала из-за великолепной актерской игры главного героя (он не был для меня никем, кроме выдающегося актера) но познакомившись с другими работами Кроу начала замечать его и как мужчину, пересмотрев фильм поняла - я попала))))) У меня есть несколько любимых фильмов (их не много-штук5) и с другими актрами и это один из них немногих ....
Bee, здесь не "попавших" нет . А фильм потрясающий! Правда, я не смогла бы запасть на Кроу как на мужчину, если бы посмотрела этот фильм первым. Этот фильм был как раз одним из последних.
Правда, я не смогла бы запасть на Кроу как на мужчину, если бы посмотрела этот фильм первым.
Справедливости ради нужно заметить, что в некоторых моментах Расс был очень хорош именно как мужчина, красив и очень сексуален. Например, на уроке, где он знакомится с будущей женой, он весь такой брутал-секси в белой футболке.
И на балу Расс невероятно хорош и сексуален, там просто бездна обаяния была продемонстрирована.
Ириша, я в нем видела в первую очередь болезнь. И на балу и даже в футболке (он несказанно хорош, но если отдельно от фильма). Ведь этот выход в футболке - демонстрация не его красоты, а патологического наплевательства на окружающих и превозгношение себя, что было потом в словах. Это восприятие профессиональное, видимо, я - доктор. К пациентам редко испытываешь притяжение, в частности, как к мужчинам.
Но, если честно, то с самого начала для не доктора не очень понятно о болезни, особенно если заранее не знать ничего о реальном Нэше. У меня, конечно, местами Нэш вызывал просто ужас своим поведением и отношением, но справедливости ради замечу, что в сценах, которые отметила Ириша, он для меня был безусловно, привлекателен. Give wings to my words and let them fly...
а мне еще нравится сцена когда он честно признается что соблюдает всю прелюдию отношений "справедливости ради", потому что так нужно...на пикнике.... весь такой....
Вот немного информации о подготовке Рассела к роли Нэша, а также их фотографии в сравнении.
В 2001 году под руководством Рона Ховарда по мотивам книги был снят фильм «A Beautiful Mind», в русском прокате «Игры разума». Фильм получил четыре «Оскара» (за лучшие адаптированный сценарий, режиссуру, актрису второго плана и, наконец лучший фильм), награду «Золотой глобус» и был отмечен несколькими призами Bafta (британская премия за кинематографические достижения). Джон Нэш (которого в фильме играет Рассел Кроу) был приглашен на съемочную площадку, чтобы помочь актерам достовернее сыграть свои роли. Рассел Кроу позднее признался, что был восхищен тем, как Джон совершает движения руками, и попытался проделать то же самое в ходе съемок. Несмотря на то, что картина представляет из себя некую биографию жизни Джона Нэша, кое-какие детали жизни великого математика были намеренно упущены: 1) Джон был женат несколько раз; 2) в молодости Джон был бисексуалом — имел близкие отношения как с женщинами, так и с мужчинами; 3) у Джона был внебрачный ребенок. Джон Нэш действительно получил Нобелевскую премию, но не один, а вместе с коллегами — Рейнхардом Селтеном и венгром Яношем Харсаньи. Более того, основателем «Теории Игр» стал другой венгр — Янош Ньюман. Нэш отличился тем, что сумел применить положения «теории игр» в мире бизнеса. В отличие от своего экранного двойника, отличавшегося редкой преданностью своей «половинке», реальный Джон Нэш в своей жизни несколько раз был женат, а в двадцать с небольшим лет усыновил внебрачного ребенка.
Брайан Грейзер и Рон Ховард выбрали Рассела Кроу на роль Джона Нэша еще до его успеха в фильме "Гладиатор". Грейзер, которому невероятно понравились работы Кроу в "Секретах Лос-Анджелеса" и "Своем человеке" объясняет: "Мой выбор пал на Рассела Кроу, потому что он обладает способностью выражать очень многое совсем без слов. А для роли Джона Нэша это было одним из главных условий."
Еще перед съемками Рон Говард и исполнительный продюсер Тодд Хэллоуэл пригласили самого Джона Нэша, который любезно согласился рассказать о своей работе и даже кое-что показать. Из-за плотных графиков Нэш и Рассел Кроу не смогли встретиться до начала съемок. Но профессор, проживающий в Принстоне, все же выкроил время и посетил съемочную площадку уже в процессе. Рассел Кроу предложил Джону Нэшу выпить по чашечке чая и понаблюдать за съемками. Актер: "Вы не представляете, но я получил много полезной для меня информации, просто стоя перед ним!" Когда снимали в Принстоне во второй раз, уже в июне, Джон Нэш привел всю свою семью: жену Алисию и сына Джонни. Расселу Кроу задолго до начала съемок пришлось подробно изучить биографию Джона Нэша. Пытаясь создать как можно более подлинный портрет, Кроу существенно расширил свои познания о шизофрении и познакомился с весьма сложными математическими теориями. В общем, подошел к делу с достойной уважения ответственностью. Лестных слов заслуживает также работа гримеров. Рассел Кроу в образе 70-летнего Джона Нэша выглядит совершенно естественно. Во время работы над фильмом никем не узнанный в таком виде актер прогуливался по улицам Принстона, а на съемках сцены вручения Нобелевской премии один из костюмеров принял его за пожилого зрителя. Возможность сыграть человека, больного шизофренией, привлекла Рассела Кроу: "Моей задачей было показать, что шизофреник такой же человек, как и любые другие больные. Они стараются по мере возможности вести "обычный" образ жизни, они так же как и все влюбляются, создают семьи и имеют свои амбиции."
Отрывок из интервью с Расселом Кроу: - Вы весьма убедительны в роли шизофреника. Как вы входили в роль?
- Изучал материалы по этой болезни, смотрел видео... Еще на первых этапах я увидел фотографию Джона, стоящего у бассейна рядом с женой Алисией. На этом снимке он очень высок, у него широкие плечи, мускулистые руки. А потом я увидел снимки его уже больного - и он показался мне в два раза меньше себя, прежнего...
- Встречались ли вы со своим прототипом?
- Примерно на третий день съемок Нэш нагрянул к нам на площадку. Мы его даже не приглашали. Снимались сцены, где он молодой, учится в Принстоне. Конечно, играть реального человека - особая ответственность. И Джона можно понять: как бы вы себя чувствовали, если бы о вашей жизни снимали фильм? Но я совсем не стремился во всем подражать Нэшу. Главное для меня было добиться эмоциональной правды. А тут сам нобелевский лауреат появляется с инспекцией!
Знаете, в Принстоне до сих пор ходит поговорка: если ты решаешь какую-то задачу, запри дверь, потому что войдет Нэш и скажет, что все неправильно. Рон Ховард потом рассказал мне, что он просил Нэша не приезжать, но тот проигнорировал просьбу. Потом я понял, почему: накануне он увидел меня в какой-то программе о «Гладиаторе». Как вы понимаете, выглядел я там иначе. И он встревожился: как такой человек может его играть? Потому и приехал. Я предложил ему чашечку кофе, мы поговорили. И потом он сказал мне: «А вы совсем не такой, каким я видел вас вчера по телевизору...» А я ему: «Джон, перевоплощение - моя работа!»
- А как он отреагировал на уже законченный фильм?
- Ну что тут скажешь? Все, что мне удалось подсмотреть при встречах, так или иначе вошло в картину. Скажем, то, что он не снимает шляпу в помещении. И знаете, что он сказал, увидев это на экране? «Я никогда не ношу шляпу дома!»
- В финале картины вы появляетесь в возрастном гриме - пожалуй, лучшем в кино со времен «Однажды в Америке»...
- Задачу облегчало то, что мы снимали фильм в хронологическом порядке, чтобы не запутаться в вариантах грима... Ведь сначала я играю молодого Нэша, потом он постарше, потом совсем старик! Если бы мы снимали вразброс, могли бы запутаться и по-другому уложить волосы. Однажды Рон принес мне видеозаписи лекций Нэша, и это было даже полезнее, чем личные встречи. Например, я увидел, какие у него длинные ухоженные ногти... И немедленно стал отращивать ногти. Никто этого, возможно, не заметит, но так мне было спокойнее: у меня руки моего героя!
Конечно, можно было бы обойтись и накладными ногтями, но мы старались быть тщательными. Нас многое объединяет с Роном Ховардом. Оба мы чувствуем уважение к деньгам, которые тратятся на фильм. И он, и я в кинобизнесе с 6 лет. Он был ребенком-кинозвездой, я - ребенком в массовке.
- Вы играете великого математика, а как у вас самого обстояли дела с этим предметом в школе?
- Очень даже неважно. Я рос в Новой Зеландии, и преподавателем математики у нас был венгр-эмигрант. Наверняка он отличался великолепным знанием предмета, но ни слова не мог связать по-английски, что, как вы понимаете, усложняло учебу. Поэтому в алгебре и геометрии я мало что смыслю.
Лекс Спасибо большущее за эту информацию. Недавно пересмотрела фильм, и так хотелось подробностей. Взаимоотношений актера с прототипом. Читала с огромным удовольствием.
Ксюш, спасибо за инфу, было очень интересно прочитать. Я и не знала, что Расс и Нэш встречались, наоборот, я даже где-то читала, что Расс не хотел с ним встречаться, вот и верь после этого прессе))))
ЗЫ До сих пор считаю, что роль Нэша до сих пор у Расса самая лучшая, гораздо лучше Гладиатора по-моему и очень, очень несправедливо, что Рассу не дали за неё Оскара.
Лекс, Очень познавательно! Спасибо! В фильме я обратила внимание на то, какие длинные ногти у Кроу. Теперь ясно почему.
Добавлено (03.12.2010, 20:29) --------------------------------------------- Лекс, мои друзья из докторов тоже не все въезжали где реальность, а где болезнь. Я думаю, в этом был изначальный замысел - ведь вначале все вполне пристойно: своеобразный, как и положено ученому, друг - полная противоположность, гуманитарный. Я думаю, они хотели показать как все происходит в жизни - исподволь, незаметно для окружающих. Своеобразие даже боле привлекало, чем отталкивало (барышни так и вились вокруг).
Добавлено (03.12.2010, 20:31) --------------------------------------------- И внешне у Кроу с Нэшем много схожего. Это, наверно, тоже было немаловажно.
Еще много интересной информации от создателей фильма
TВОРЧЕСКОЕ СОДРУЖЕСТВО «ИСТ- ВЕСТ» UNITED INTERNATIONAL PICTURES DREAMWORKS PICTURES UNIVERSAL PICTURES»
Прекрасная история...
Все началось, когда продюсер фильма Брайан Грейзер прочитал статью Сильвии Нэзэр о Джоне Форбсе Нэшэ Младшем "Ярмарка тщеславия". Это была история о математическом гении, получившем всемирное признание, но потерявшим все из-за шизофрении. И тот факт, что Джон Нэш все же одерживает верх над своим недугом, возвращается к работе и получает Нобелевскую премию, делает эту историю исключительной в своем роде. Брайан Грейзер: "Мне невероятно понравился этот рассказ, так как в нем речь идет о выживании." Прочитав самые первые работы Сильвии Нэзэр про Джона Нэша, Брайан Грейзер задался целью получить права на экранизацию ее книги. "Я понял, что эта картина поможет зрителям как нельзя лучше и глубже понять все, что произошло в жизни Джона Нэша." Тогда Брайан Грейзер нанял Акиву Голдсмана для написания сценария. Выбор оказался не случайным, так как только этот сценарист мог придать всей идее предельную ясность. А причина такой прекрасной осведомленности Голдсмана заключается в том, что его родители, терапевт Тев Голдсман и известный детский психиатр Мира Ротенберг, основали в своем собственном доме в Бруклине один из первых в Америке "групповых домов" для детей с отклонениями в психике. И их сын рос бок о бок с детьми, живущими в придуманных ими мирах. Вот поэтому его отличное понимание проблемы и желание показать эту линию разграничения между реальностью и вымышленным миром, сделали именно его идеальным сценаристом для "Игр разума". Акива Голдсман принялся за работу, точно зная, как будет строится рассказ. Акива Голдсман: "Фильм - не просто дословный пересказ жизни Джона Нэша. Я постарался сначала выстроить цепь из самых важных событий, как бы то, на чем основывается все повествование - гениальность и успех, проявление шизофрении и упорная борьба, Нобелевская премия. А затем дописать кое-что от себя, и вот вам история, полуправда, полувымысел." Акива Голдсман получил награду от Гильдии Писателей Америки за сценарий к картине "Игры разума", а это говорит о том, что даже писатели оценили его творение, которое оказалось больше, чем просто сценарий к фильму. В сюжет намеренно были внесены факты, немного отличающиеся от реальных событий, что придавало ему элемент вымысла, художественного произведения.
От желающих занять место режиссера-постановщика не было отбоя в буквальном смысле этого слова. Но Брайан Грейзер быстро нашел того, кто был ему нужен, человека, чьи мысли по поводу постановки картины в точности совпадали с его собственными - Рон Говард (из кинокомпании "Imagine"). Брайан Грейзер: "Рон Говард снимал фильмы практически всех жанров и преуспел везде. У него отлично получалось создавать объемные персонажи, а для нашей картины это было чрезвычайно важно." Долгие годы оба, и Брайан Грейзер, и Рон Говард вынашивали планы снять картину, где бы речь шла о душевно больном человеке и о влиянии болезни на его семью и окружающих. Рон Говард: "Начиная заниматься этой проблемой, понимаешь, что людей с психическими расстройствами очень много. Люди не всегда признаются в этом не только чужим людям, но и самим себе, поэтому об этом, в принципе, говорят мало. История Джона Нэша - это поразительное откровение, оставляющее зрителей под огромным впечатлением. И хотя Джон Нэш совершенно уникальный человек, его история будет понятна всем, ибо она буквально душераздирающая." Также Брайана Грейзера и Рона Говарда поразила история любви, разворачивающаяся на протяжении практически всего фильма "Игры разума". Брайан Грейзер: "В жизни Джона Нэша победы были не только, когда он поборол шизофрению и получил Нобелевсую премию. Настоящая и главная победа заключалась в том, что его любовь с Алисией пережила все трудности и стала от этого лишь крепче." Брайан Грейзер: "Это любовь взрослых, зрелых людей. Их отношения были крайне непростыми, да и все, через что они прошли вместе, нельзя назвать безоблачной жизнью влюбленных. Конечно, путь, проделанный Джоном Нэшэм, назвать по-другому как героическим язык не поворачивается, но Алисия пережила не меньше его. Алисия очень интересный человек, она как королева бала. Потрясающая, умная, а самое главное - она испытывает неподдельный интерес к личности Джона Нэша. К сожалению, она получает не совсем то, чего ожидала. Как раз это и показывает ее, как человека необычайного склада характера и ума. Здесь проверяются ее человеческие качества." Сильвия Нэзэр была вдохновлена именно геройским поведением Алисии, ее стойкостью. Сильвия Нэзэр: "Джон Нэш никогда бы не выжил, если бы рядом с ним не было Алисии. Для меня настоящим героем книги, впрочем как и фильма, является именно она." Сильвия Нэзэр осталась довольна тем фактом, что за экранизацию ее книги взялись Брайан Грейзер и Рон Говард. Сильвия Нэзэр: "Я не надеялась, что будет снята документальная лента. История Джона Нэша напоминает сказку, поэтому есть множество других прекрасных способов рассказать ее. А сценарий невероятно точно показывает всю ее суть."
Подбор гения...
Актерский состав картины "Игры разума" очень разнообразен: начиная с совсем молодых и еще неизвестных актеров и заканчивая самыми настоящими звездами Голливуда. Вместе они составляют отличную команду. Рон Говард: "Должен признать, что все-таки некоторая опасность присутствует, когда подписываешь контракты на интеллектуальный фильм с такими актерами, как Рассел Кроу, Эд Харрис и Кристофер Пламмер. Эти актеры сыграли уже столько необычных, разнообразных ролей, что зритель не знает, что от них ждать. От них постоянно исходит какая-то напряженность, которая грозит взорваться в любой момент." Брайан Грейзер и Рон Говард выбрали Рассела Кроу на роль Джона Нэша еще до его успеха в фильме "Гладиатор". Брайан Грейзер, которому невероятно понравились работы Кроу в "Секретах Лос-Анджелеса" и "Своем человеке": "Мой выбор пал на Рассела Кроу, потому что он обладает способностью выражать очень многое совсем без слов. А для роли Джона Нэша это было одним из главных условий." Рон Говард: "Это история о человеке, который для других в мире науки был чем-то вроде Адониса. Рассел Кроу обладает многими ценными качествами: обаянием, умом, стойкостью и душевностью. Такое сочетание встречается нечасто, а для игры в этом фильме было просто необходимо. Мы с Брайаном хотели сделать острую и умную картину, а не просто рассказать сентиментальную историю. Рассел Кроу разделял наше стремление." Этот проект заинтересовал Рассела Кроу по нескольким причинам, и он просто был не в состоянии пройти мимо, упустить такой шанс. Рассел Кроу: "В фильме использованы некоторые кинематографические приемы, которые показались мне довольно интересными. Акива Голдсман сделал потрясающую работу, выделив главные события из жизни Джона Нэша, чтобы в итоге получить захватывающий фильм." Возможность сыграть человека, больного шизофренией, привлекла Рассела Кроу: "Моей задачей было показать, что шизофреник такой же человек, как и любые другие больные. Они стараются по мере возможности вести "обычный" образ жизни, они так же как и все влюбляются, создают семьи и имеют свои амбиции." К тому же как ни крути, а предложение сыграть главную роль в фильме не могло не польстить Расселу Кроу, уже давно желавшему поработать с Роном Говардом и Брайаном Грейзером. Рассел Кроу: "Все предыдущие работы Рона Говарда просто бузупречны. Они с Брайаном Грейзером отлично слаженная команда, именно поэтому окончательный результат не может не произвести на вас впечатление." Рон Говард и Брайан Грейзер сняли картину "Изобретая Эбботтов", в которой также снималась Дженнифер Коннелли. Ее работа еще тогда привела их в восторг. После этого Дженнифер Коннелли снялась в фильмах "Реквием по мечте" и "Поллок". Поэтому создателям «Игр разума» не пришлось долго искать актрису на главную роль. Дженнифер Коннелли подходила на нее идеально. Рон Говард: "Последние несколько лет Дженнифер Коннелли стала все чаще появляться на экранах кинотеатров. Она настоящая красавица, умница и просто честный человек. Дженнифер Коннелли замечательно справилась со своей ролью. Она имела четкое представление о том, что делает картину такой захватывающей и глубокой." Еще было очень важно, что Дженнифер Коннелли и Рассел Кроу прекрасно сработались вместе. Брайан Грейзер: "На роль главной героини пробовались многие, они читали текст с Расселом Кроу. Когда актеры подходят друг другу, вы моментально это чувствуете. Таким образом вы проверяете, способна ли актриса заставить своего партнера полностью раскрыться в игре. Здесь Дженнифер Коннелли превзошла сама себя." На роль Уилльяма Парчера, работодателя Джона Нэша в органах безопасности, взяли Эда Харриса. За прошлую работу с Роном Говардом и Брайаном Грейзером над фильмом "Аполлон 13" Эд Харрис номинировался на премию "Оскар". Рон Говард был уверен, что Эд Харрис обладает той таинственностью, которая требуется для вышеназванной роли. Рон Говард: "Уилльям Парчер - правительственный агент, который вербует Джона Нэша для секретных операций. В конце концов все оказывается куда сложнее и запутаннее, чем Джон Нэш мог себе когда-либо представить. Эд Харрис кажется просто неуловимым, никогда не знаешь, чем он занят на данный момент. И он сильный актер, не уступающий Расселу Кроу в своем профессиональном мастерстве." Что касается профессионализма этих двух актеров, то судите сами: за день до начала съемок картины "Игры разума" Рассел Кроу и Эд Харрис присутствовали на церемонии вручения "Оскара". Оба были номинированы на награду как лучшие актеры первого плана, Рассел Кроу за фильм "Гладиатор", Эд Харрис - "Поллок" (кстати он же и поставил эту картину). "Возможно, это был не лучший способ начать знакомство, - шутит Рассел Кроу. - Но Эд Харрис повел себя, как настоящий джентльмен." Рассел Кроу и Эд Харрис не были единственными, посетившими вручение "Оскара". Оператор Роджер Дикинс удостоился номинации за работу над фильмом "О, где же ты брат?", а художник по костюмам Рита Райак - "Как Гринч украл Рождество".
Друзья по Принстону... и тайнственный Доктор Роузен...
Картина "Игры разума" начинается с того, что Джон Нэш приезжает в Принстон, не так давно ставший местом для глубокого изучения математики. Несмотря на большие затруднения в общении с окружающими, у Джона Нэша все-таки появляются друзья-однокурсники Сол и Бендер. В последствии они работают вместе в лаборатории Уилера в МИТе. Адам Голдберг сыграл Сола. Его предыдущими работами были "Спасая рядового Райана" и "Эд из телевизора". Энтони Рэпп, игравший на Бродвее в постановке "Рента", получил роль Бендера. Энтони Рэпп: "Мы с Джоном Нэшем из одного штата. Мы подшучиваем над ним из-за его эксцентричности, порой даже издеваемся, но все же остаемся верными друзьями на протяжении всей жизни." А вот сосед по общаге Джона Нэша Чарльз наоборот поощряет все его выходки и странности. Эта роль досталась английскому актеру Полу Беттани, сыгравшему Чоусера в картине "История рыцаря". Пол Беттани: "Чарльз потворствует взбалмошности своего соседа, подстрекает его на сумасшедшие выходки, такие, как, например, выбросить из окна письменный стол." Студент Принстона Хэнсэн (Джош Лукас) затевает с Джоном Нэшем соперничество. Джош Лукас, игравший в фильме "Ты можешь положиться на меня", говорит: "Хэнсэн и Нэш уверены, что им предначертаны особые судьбы. Хэнсэн хорошо воспитан, у него есть деньги, но он не может избавиться от чувства угрозы, исходящей от Джона Нэша." Номинировавшийся на премию "Оскар" Джудд Хирш ("Обычные люди") играет советчика Джона Нэша принстонского профессора Хелинджера. Рон Говард: "На эту роль мы не хотели брать какого-нибудь бездушного бюрократа. Нам нужен был обаятельный человек, способный поддерживать вместе с Расселом Кроу интерес зрителя. Джудд Хирш идеально подходил нам, так как он прекрасно показывал в своем персонаже интеллект и человеколюбие. К тому же он работает на высоте." Уже во второй раз Рассел Кроу встречается с Кристофером Пламмером на съемочной площадке. Их первый фильм был "Свой человек". На этот раз Кристофер Пламмер играет Доктора Роузена. Кристофер Пламмер: "Рассел Кроу исполняет совершенно разные, непохожие друг на друга роли. Сейчас он взвалил на себя невероятный труд, но, должен сказать, режиссер не ошибся в своем выборе. Рассел Кроу - именно тот актер, который нужен для такой сложной роли, он не упустит ни одной детали, будьте в этом уверены." Несмотря на то, что и Рон Говард и Кристофер Пламмер имеют за плечами не один фильм, они впервые работают вместе. Рон Говард: "Доктор Роузен появляется в жизни Джона Нэша, когда тот уже и не знает, кому верить, а кому - нет. Поэтому основная задача заключалась в том, чтобы выбрать на роль спасителя человека, который бы олицетворял саму уверенность. А Кристофер Пламмер обладает удивительным свойством находить и выделять в своем персонаже скрытый смысл, подтекст." Кристофер Пламмер понимал, какая нелегкая задача стоит перед ним: "Это очень интересная роль, так как мой герой появляется в фильме совершенно неожиданно, как с неба сваливается, и зрители начинают гадать, кто он и что ему нужно. Я нашел сценарий великолепным не просто потому, что он хорошо написан и продуман до мельчайших подробностей, но еще и за то, что он глубоко западает вам в душу, заставляет вас переживать, не неся в себе по большому счету никакой сентиментальности." Актер по достоинству оценил работу режиссера. Кристофер Пламмер: "Рон Говард напоминает мне старомодного режиссера, который полностью доверяет своей съемочной группе и актерам. Я считаю, что лучшими режиссерами становятся те постановщики, которые умело подбирают актеров. И когда все роли распределены, он спокойно предоставляет им возможность работать так, как они считают нужным, полностью полагаясь на их профессионализм."
Съемки...
Создатели крайне ответственно подошли ко всем этапам подготовки к съемкам и самих съемок фильма "Игры разума". Рон Говард: "Мы подошли к съемкам картины с новыми идеями, можно сказать, отступили от установленных правил. Мы взяли на себя смелость показать целую жизнь человека в одном фильме и постарались насколько это возможно приблизить его к реальности. Для нас правда и точность были на первом месте." Для того, чтобы все казалось более правдоподобным, а сам рассказ имел сильную эмоциональную окраску, было принято решение снимать в строгой последовательности. На сегодняшний день снимать сцены в хронологическом порядке непозволительная роскошь. Таким способом фильмы снимаются крайне редко. С точки зрения организации съемок - это крайне сложно, но для актеров невероятная помощь. Кстати, это предложение поступило от Рассела Кроу. У Рона Говарда уже имелась подобная практика, и он прекрасно знал о всех плюсах, связанных со съемками в хронологическом порядке. Рон Говард играл в фильме Джорджа Лукаса "Американские зарисовки" и снимал основные места в картине "Аполлон 13" таким же образом. Рон Говард: "Наш фильм потребовал по-настоящему больших актерских способностей и эмоциональных затрат. Ведь за три месяца съемок мы прожили целую жизнь вместе с главным героем. Роль Рассела Кроу необычайно сложная, так как главными являются психологические аспекты. К тому же его задачей является показать свой персонаж на протяжении всей его жизни, а это ни много ни мало целых 40 лет. Успешным результатом мы обязаны тому, что актеры, вживаясь в роли, начинают чрезвычайно тонко чувствовать все происходящее с их героями. Поэтому все выглядит естественно, а они получают от этого огромное удовольствие." Рон Говард и оператор Роджер Дикинс оказались в итоге в выигрыше. Рон Говард: "Вместе с тем как один этап жизни Джона Нэша сменяется другим, время тоже не стоит на месте, проходят десятилетия. Вместе с изменением психологического и эмоционального состояния Нэша меняется тон, освещение, композиция в кадре. Снимая картину в хронологическом порядке, мы с Роджером Дикинсом моментально реагировали на изменения ситуации, импровизировали по ходу съемок, вдохновляясь игрой актеров, которые уже жили своими новыми жизнями в кадре и помогали нам понять, как и что надо снимать.» За две недели до начала съемок Рон Говард организовал репетиции. И после них, 27 марта 2001 года, в Принстоне, Нью-Джерси, начался этот грандиозный проект. Сценарист Акива Голдсман: "Мы прокручивали некоторые сцены, чтобы посмотреть, как смотрится подобранный нами актерский состав вместе." Еще перед съемками Рон Говард и исполнительный продюсер Тодд Хэллоуэл пригласили самого Джона Нэша, который любезно согласился рассказать о своей работе и даже кое-что показать. Ведь им было необходимо иметь хоть какое-то представление о предмете, которому их главный герой посвятил всего себя. Рон Говард: "Нам очень повезло - мы увидели настоящего Джона Нэша, погруженного в свой мир, именно такого, каким мы себе его и представляли." Рон Говард: "Картина "Игры разума" отнюдь не является пособием по математике, вместе с тем мы не могли допустить неточностей или ошибок с этой стороны. Мы были дотошны во всем, впрочем как и в фильме "Аполлон 13" со всеми его полетами." В этом им помог профессор математики из колледжа Барнард Дейв Байер. Он присутствовал на всех съемках, а также устраивал встречи актеров, задействованных в сценах в Принстоне, со своими коллегами. Расселу Кроу, известному своей любовью к точности, пришлось приложить все свои усилия, чтобы создать полноценный портрет своего героя. А это подразумевает под собой подробное ознакомление с 47 годами его жизни! Рассел Кроу: "Вся сложность заключалась в том, что, хоть Джон Нэш и значительная фигура в мире математики, для светского круга людей он мало что значил, да и его общественная жизнь вовсе не интересовала. Я не нашел о нем никаких документов, у меня даже не было его фотографии в молодости!" Расселу Кроу оставалось только просматривать недавние видеозаписи, читать книгу Сильвии Нэзэр "Игры разума" и изучать работы гения. Актер также пополнил свои незначительные познания о шизофрении и постарался как можно лучше понять мышление математического гения. Рассел Кроу: "То что происходит в голове Джона Нэша, больше похоже на работу творческого мозга, чем научного. Он может посмотреть на ряд уравнений и просто знать ответ." Из-за плотных графиков Джон Нэш и Рассел Кроу не смогли встретиться до начала съемок. Но профессор, проживающий в Принстоне, все же выкроил время и посетил съемочную площадку уже в процессе. Рассел Кроу предложил Джону Нэшу выпить по чашечке чая и понаблюдать за съемками. Актер: "Вы не представляете, но я получил много полезной для меня информации, просто стоя перед ним!" Когда снимали в Принстоне во второй раз, уже в июне, Джон Нэш привел всю свою семью: жену Алисию и сына Джонни. Дженнифер Коннелли была признательна за возможность увидеться с Алисией Нэш. Дженнифер Коннелли: "Это было просто потрясающе обсудить с ней все вопросы и послушать ее воспоминания. А когда я спросила ее, есть ли что-нибудь такое, что она хотела бы непременно увидеть в фильме, она ответила: "Вас в роли меня". Остальные актеры тоже не отставали и находили информацию для своих персонажей. Смотрели фильмы 1940-х и 1950-х годов, читали книги о послевоенном времени, некоторым даже пришлось научиться играть в игру под названием "Вперед". Эта сложная игра, насчитывающая уже 3 тысячи лет, разжигает соперничество между студентами Принстона.
Художник-постановщик Уинн Томас, занимаясь кампусом Принстона, где более двух недель проходили съемки, нашел, что за последние 50 лет он практически не изменился. Уинн Томас: "Рон Говард относится ко времени, когда Джон Нэш был в университете, как к к журналу "Жизнь". Там до сих пор сохранилось чувство идиллии." Художник по костюмам Рита Райэк раздобыла фотографии из архивов и встретилась с людьми, знавшими Джона Нэша. В гардероб Рассела Кроу входили некоторые вещи, которые носил Джон Нэш. Например, это были теннисные туфли на все случаи жизни, явно не придававшие герою веса среди студентов университета. Кроме Принстона в картине появляются еще два университета: МИТ и Гарвард. На самом деле, этими двумя учебными заведениями послужили школы Нью-Йорка. Уинн Томас: "В Бронкс Коммъюнити Колледж мы нашли несколько классических зданий, построенных Стэнфордом Уайтом, прекрасно подходивших под описание МИТа. А архитектура Манхэттэновского Колледжа в колониальном стиле сошла за Гарвард.» По окончании Принстонского университета Джон Нэш начинает преподавать в МИТе и работать в лаборатории Уилера, о которой можно не задумываясь сказать - ума палата. Именно туда стекались лучшие мозги страны во время холодной войны. Под лабораторию Уилера Уинн Томас использовал заброшенное крыло центра по борьбе с раком Гардэн Стэйт, находящееся в Бэлльвилле, Нью-Джерси. А та секретная комната Пентагона, в которой стены в фильме сплошь усеянны цифрами (Джон Нэш должен был взломать код), была построена в подвале университета Фордхэм в Бронксе. Вся вспомогательная бригада Уинна Томаса была поставлена на изготовление тех огромных компьютеров 1950-х гг, занимавших целые комнаты. В фильме Джон Нэш попадает в секретный командный центр Уилльяма Парчера. Главный герой поражен всем оборудованием, которое он видит. Эти вычислительные машины - невероятно продвинутые модели 1960-х гг. Командный центр с кривыми стенами был построен на сцене в Милитари Оушэн Тэрминал в Бэйонне, Нью-Джерси. Уинн Томас: "Я решил сделать комнату неправильной формы, чтобы провести параллель с мыслями Джона Нэша, всегда так резко отличавшимися от обычных точек зрения." Бал в особняке губернатора Массачусеттса, на который Джон Нэш пригласил Алисию, снимался в университете Фэйрли Дикинсон в Нью-Джерси. Специально для этой сцены использовалась массовка, одетая в старомодные бальные наряды с пышными юбками и кринолином. А Алисия была одета в черное платье с красным бантом сзади. Художник по костюмам Рита Райэк: "Это черное платье прекрасно подчеркивало ее стройный силуэт и выделяло ее на фоне остальных дам, чем-то смахивающих на калорийные булочки. Мы хотели, чтобы Алисия казалась особенной, как будто окруженной магией." Сцена свадьбы Джона Нэша и Алисии, одетой в старинное подвенечное платье от Присциллы из Бостона, снималась в церкви Св. Марка в манхэттнской Ист Виллэдж. Вскоре после свадьбы Джон Нэш оказывается в роскошном кабинете Доктора Роузена, на стене которого привлекает внимание картина из кабинета самого Фрейда. Уинн Томас: "Джон Нэш, очнувшись в кабинете, понятия не имеет, где находится, так же как и зрители. Все это делается для того, чтобы зритель ассоциировал себя с главным героем, проходил вместе с ним все этапы его жизни." Подобным образом сделана вся картина. С помощью спецэффектов зрителям, например, показывается, как Джону Нэшу удается решать арифметические задачи. В общем, создателям фильма казалось, что история, показанная так, как ее видит сам Нэш, поможет зрителям лучше понять его образ и его болезнь. Рон Говард: "Картина "Игры разума" затрагивает многие жизненные вещи, это истинная драма. Тут и любовь, и сумасшествие, и гениальность, и страх, и даже творчество. Рассказ получался гуманным и доступным широкой аудитории. Мы вложили в него столько труда." Съемки фильма доставили всем много приятных моментов. Рассел Кроу, загримированный под 70-летнего Джона Нэша, наслаждался прогулками по центральным улицам Принстона, оставаясь никем неузнанным. Да, нечего сказать, гример Грег Кэнном поработал на славу. Снимая сцену вручения Нобелевской премии, один костюмер, не узнав Рассела Кроу, принял его за одного из присутствовавших там пожилых зрителей. Съемки картины "Игры разума" закончились 28 июня 2001 года в Бэйонне, Нью-Джерси.
Рекомендуемые настройки для оптимального просмотра сайта: Браузеры Mozilla Firefox, Internet Explorer 7-8, Opera, Google Chrome.
Расширение экрана от 1024 на 786 и выше.
При использовании материалов с сайта — ссылка на нас обязательна.