Если не ошибаюсь, вы провели достаточно много времени вместе с подлинным наркобароном Фрэнком Лукасом – после его выхода из тюрьмы?
Я знаю Фрэнка с 2004 года. Изначально фильм про его жизнь планировали снять именно тогда. Режиссером должен был стать Антуан Фукуа (создатель «Тренировочного дня», «Слез солнца» и «Короля Артура». - Newsweek), роль честного полицейского, которую теперь сыграл Рассел Кроу, предназначалась Бенисио Дель Торо. Но киностудия вдруг передумала. Мы возобновили наши встречи с Фрэнком Лукасом прошлым летом. Я помогал ему перебраться из инвалидной коляски, без которой он теперь не обходится, в автомобиль, мы ехали кататься, и по дороге он рассказывал мне о своей жизни.
Говорят, будто за роль Фрэнка вам заплатили дважды (по слухам, за не снятый фильм 2004 года Вашингтон получил $20 млн. – Newsweek)?
Естественно, заплатили. Ведь ради того проекта я был вынужден отказаться от других предложений. Зато теперь мы с Расселом Кроу согласились на половину наших обычных гонораров.
Это правда, что «американский гангстер» пишет стихи?
Кто? Фрэнк Лукас? Первый раз слышу. Он никогда мне об этом не говорил. И я никогда его об этом не спрашивал.
Расскажите о вашей первой встрече.
Мы пошли в церковь. Он сказал, что сыграть его могу только я и что за эту роль непременно получу «Оскара». На что я ответил: «Фрэнк, я пришел сюда не для того, чтобы выслушивать и говорить комплименты. Ты совершил ужасные вещи, но и заплатил за них сполна». Он продолжает платить и сейчас. Страдает от ужасной болезни, похожей на остеопороз. Он был осужден на 70 лет. Благодаря сотрудничеству с властями - он ведь назвал имена коррумпированных полицейских - провел за решеткой только 15. Но попал теперь в плен к самому себе - собственному телу. Не мне его судить, но для меня важно, что фильм заканчивается именно так, как заканчивается. А именно: некогда могущественный человек выходит из тюрьмы, и его никто не встречает. Он больше никому не нужен. На самом деле был один встречающий- Ричи Робертс. Тот самый полицейский, который его и посадил.
То есть вы хотели дегероизировать гангстера?
Может, и так. Но одновременно я хотел понять, как он стал тем, кем стал. Страшный случай, предопределивший судьбу Фрэнка, произошел, когда он был совсем маленьким (этого не было в первоначальном сценарии, но я попросил добавить такую сцену). Он жил в Северной Каролине, и на его глазах полицейские во главе с шерифом застрелили его двоюродного брата. Просто за то, что он поглядел на белую девушку. Обычное дело в 1920–1930-е годы. Копы заявились прямо домой, сунули парню пистолет в рот - так, что выбили зубы - и выстрелили. Фрэнк успел спрятаться, но был уверен, что полицейские его заметили. Несколько дней скрывался в лесу, пока его не разыскали родные. Так в раннем детстве он стал старшим в семье. Чтобы прокормить братьев и сестер, начал воровать. Он рассказывал, что сначала украл курицу, потом поросенка, затем кого-то ограбил. Лет в пятнадцать он был вынужден покинуть Северную Каролину и переехал в Гарлем, где связался с самым известным гангстером - Бампи Джонсоном. Фрэнк говорит, что получил свою «кандидатскую степень» от Бампи. В итоге он стал профессиональным преступником. Если верить полицейскому Ричи Робертсу, то в 1968 году Фрэнк контролировал в Нью-Йорке 85% рынка героина. Он не плохой, а не понятый человек. Он занимался ужасным бизнесом, но делал свое дело честно и хорошо. Короче, он во всех смыслах продукт своего социального окружения. При этом Фрэнк всегда оставался хорошим семьянином, а вот у того, кто его посадил, семья распалась.
Достоверно ли передана в фильме эпоха конца 60-х? Музыка, атмосфера?
О да! Чтобы это оценить, мне не обязательно было общаться с Фрэнком. Это мое время. Я был тогда подростком. У меня остались самые замечательные воспоминания.
В фильме есть эпизод, когда жена Фрэнка дарит ему меховую шубу, которая ему не нравится, но он надевает ее, чтобы сделать любимой приятное. А вам приходилось носить то, что вам не нравилось, потому что это было подарено любимым человеком?
Ну вы же замужем, вы знаете, как это бывает (смеется). В действительности все было не совсем так. На самом деле, в Нью-Йорке должен был состояться боксерский матч. Фрэнк знал, что на него приедут гангстеры из Атланты. И он купил себе эту шубу, кажется, за $125 000, хотя это был совсем не его стиль. А на матче он стал делать ставки на боксеров. «Дензел, это было мое эго, - рассказывал он мне. - Мы увидели Фрэнка Синатру, Майлза Дэвиса, и мы стали орать: "$100 на Али, $250 на Фрейзера” - и дошли до $400 000 или $500 000». ФБР заинтересовалось человеком в шиншилловой шубе и взяло Фрэнка на заметку. Это было началом его конца. Что касается меня - я бы никогда не надел такую шубу: не моя цена и не мой стиль. Моя мать бы не одобрила.
Рассел Кроу, которого уже можно считать фирменным актером Ридли Скотта, говорит, что тот очень быстро работает. Это так?
Я впервые снимался у Ридли, хотя сделал уже три картины с его братом Тони - «Шпионские игры», «Гнев» и «Дежа вю». У Ридли хороший глаз. Он знает чего хочет. И действительно очень быстро работает. Раньше мне казалось, что быстро снимает Спайк Ли. Но Ридли Скотт - это иной уровень скорости, это - «раз-два-три-снято». Притом что и Ридли, и Тони - истинные художники. Я присматривался к методу съемки Ридли потому, что сам в это время готовился снимать фильм как режиссер. Он особенно тщательно выстраивает композицию кадра. У него для каждого предмета есть в кадре определенное место.
И что за фильм вы в итоге сняли?
«Великие спорщики» (The Great Debaters)- это фильм о школьной команде, состоящей из чернокожих ребят, которая в 1935-м на национальном чемпионате по дебатам бросила вызов Гарвардскому университету. Я частично переписал сценарий, внутренне переиграл все роли.
Вернемся к «Гангстеру».Смотрели ли вы для подготовки к роли какие-либо гангстерские фильмы?
Нет. Я не смотрю фильмы для того, чтобы что-то позаимствовать. Ну, только если они очень хорошие.
Поскольку в вашей картине противостоят друг друга сильные характеры – полицейский и преступник – и экранное время распределено между ними пополам, неизбежно напрашивается сравнение с фильмом «Схватка», где противоборствовали герои Аль Пачино и Де Ниро. Ориентировались ли вы на эту картину?
Вовсе нет. К тому же противостояние характеров в нашем фильме весьма специфическое. Одно дело, если бы мой персонаж повстречался со своим противником в самом начале фильма. Тогда и жанр ленты был бы другим - этакая игра в кошки-мышки. В одном из ранних вариантов сценария подобное как раз и происходило. Но наши с Расселом Кроу герои впервые сталкиваются лицом к лицу лишь минут за десять до финала. А это уже дело совсем другое. Кроме того, фильма, о котором вы говорите - как там он? «Схватка»? - я даже и не видел.
Но это же классика!
Так пришлите мне копию!
Мне кажется, с вашей двойной зарплатой вы можете позволить себе купить DVD.
Придется разориться (смеется).
Источник: http://www.runewsweek.ru/culture/8592/ |